Пятница, 19.04.2024, 14:02
Литературно-информационный сайт
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Обмен ссылками
Рассылка сайта
Рассылка сайта

Подписаться письмом
Статистика
Rambler's Top100
Всего посетителей: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интервью с Наталией Гутман в статье Ярославы Фаворской "Мой Есенин"


 

                – Если рассуждать о психологии перевода – как бы Вы охарактеризовали процесс своей работы?
                – Если я пишу метафору – я пишу ее для еврейского слушателя и думаю только о нем. В этот момент не думаю о том, как слушали Есенина в России. В то же время, я хочу сказать еврейскому человеку то, что смог сказать Есенин русскому. И на иврите я говорю это так, будто я – Есенин. Получаются новые метафоры, которые по своему смыслу идентичны метафорам Есенина, несмотря на то, что они говорят абсолютно о другом (это говорят уже критики, как русскоязычные, так и ивритоязычные). Я оставляю есенинский смысл, но не буквальный – и должна найти слово, которое произведет на иврите то же впечатление. Подбор слов – дело трудоемкое, иврит – очень компактный язык, у одного слова множество смысловых значений. Иврит – язык простой и старый, а русский – сложный, но очень новый (он постоянно интенсивно развивался). Я использовала сочетания архаичных и современных слов. Иногда даже придумывала свои слова. Парадоксальный, небуквальный перевод дает возможность почувствовать Есенинские образы. Есенин – имажинист, и богатство словесных образов он считал существом поэзии. Чтобы найти правильное слово, необходимо учитывать национальную психологию читателя. Например, в «Письме матери» – в иврите нельзя сказать маме «привет», так же как нельзя спросить «жива ли ты еще?» – это будет звучать грубо, не передаст есенинской нежности… А ведь Есенин даже ту силу обиды, которую он чувствовал по отношению к обществу, умел передать через удивительно нежные фразы, он умел даже ругаясь и проклиная общественную боль, оставаться нежным...

 

Галина Бениславская

 

               …Наталия Гутман относится к людям, очень критически воспринявшим попытку популяризировать образ поэта в сериале «Есенин»:
                – Мы не можем знать, как оно все было на самом деле, правды такого типа не существует. Это личность, которую нельзя преподносить публике такими простыми, популярными путями. Телесериал – грубое вторжение в интимность… Некоторых вещей могут касаться только люди, занимающиеся исследованием личности поэта профессионально. Но когда этим пробуют заниматься люди, желающие получить выгоду (бюджет, гонорар, популярность в кино) – их интерпретации получаются грубыми, они делают очень много ошибок. Только людям поэтического склада, способным постичь, что в действительности происходит с творческой личностью, можно позволить дотронуться до личных писем… Тем более – Есенин. Человек, умерший так рано, не успевший воплотить все свои замыслы… Ведь он шел к своей цели с девятилетнего возраста. Вся его мечта, вся его сущность была об этом – о поэзии. Читая о нем воспоминания современников, я ясно вижу, что его не понимали. Почему – это другой вопрос. Одни не хотели. Другие – завидовали... Есенина могли судить только люди, которые слишком мало думали о других, больше – о себе.

 

Могила поэта...

 

                Но, безусловно, мы должны понять, что за трагедия произошла в те годы… Почему всех крупнейших поэтов России до 1943 г. уже не было в живых. Почему ушли практически все поэты целого поколения?! Надо понять это, чтобы никогда больше не допустить подобного. Но судить этих поэтов ни в коем случае нельзя – они сделали все что могли. И их личная жизнь не имеет абсолютно никакого отношения к тому, что они сумели сделать. Конечно, это интересно, конечно, любопытно. Но вторгаться в эту область и делать из этого мыльные оперы… думаю, для сериалов есть достаточно других тем. Людей такого масштаба, как Эйнштейн и Есенин (а я ставлю их на один уровень, каждого в своей отрасли), нельзя объяснить примитивными способами. Это не имеет никакого отношения к правде. К тому же – то, что не получилось у создателей фильма, прекрасно получилось у самого Есенина. Он объяснил себя именно через стихи. Стоит только внимательнее вчитаться…

 

 

 

Ярослава Фаворская
 

 

Материал опубликован с разрешения автора: ссылка на оригинальную статью
 
 
 
              
<<  1 2 3 4 5 [6]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Случайное фото
Алёна Ракитина © 2007-2024
Израиль - каталог сайтов, рейтинг, баннерная сеть, обзоры интернета israelinfo.ru - Израиль на ладони Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.