Вторник, 23.04.2024, 16:35
Литературно-информационный сайт
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Обмен ссылками
Рассылка сайта
Рассылка сайта

Подписаться письмом
Статистика
Rambler's Top100
Всего посетителей: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Культура и искусство » Культура

Просто культурный шок
 
Просто культурный шок

специалисты о социальном феномене

 

            Вы испытываете время от времени чувство замешательства, фрустрацию, депрессию, путаетесь в ценностных ориентациях и сомневаетесь в самоидентификации? Не волнуйтесь, возможно, у вас просто культурный шок! 

 

            «Культурным шоком» нынче стало модно называть всякое сильное впечатление от столкновения с чем-то экстраординарным, непривычным. Тогда как истинное значение этого термина более глубоко и касается нас, репатриантов и эмигрантов всех мастей, непосредственно. Формулировку «культурный шок» социологи и психологи ввели в обиход во второй половине ХХ века, когда начались массовые процессы миграции, как результат обвала экономических систем стран третьего мира, региональных войн и этнических конфликтов. Смена места жительства неизбежно ставит перед человеком сложный вопрос вынужденного приспособления.

                       

       На перепутье

 

            - Культурный шок -  это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе, - объясняет практикующий психолог Сигизмунд Эльдер. – Ведь культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди... Каждому народу присущи особые мировоззрение и характер, мифологические образы, искусство, религиозные учения и ритуалы, национальные идеалы и химеры массовых психозов, оказывающие влияние на историческую судьбу народа, на опыт прошлого и чаяние будущего, мечты… Какие разные представления кроются подчас за такими универсальными понятиями как долг, романтическая любовь, вкусная еда, приличное поведение, правила воспитания детей, нормы отношения полов, деловой этикет и правила ведения бизнеса! Все эти понятия имеют очень разное содержание в Китае и США, в России и Скандинавии, на Сицилии и в Англии, не говоря уже про острова Тихого океана и Аляску… Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентации, конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

            Речь идет о потере собственной прежней культуры и встрече с новой. Привычные представления о нормах уже не подходят для новой культурной местности. Человеку приходится делать переоценку ценностей. Поэтому культурный шок может стать основной как духовного развития человека, так его деградации. Сталкиваясь с новой культурой, индивид встречается и с проблемами самоидентификации и самосознания... Это может проявляться по-разному, даже у людей, вполне внешне «вписавшихся» в новые условия. Одна моя пациентка, например, подметила, что, когда она говорит на иврите, у нее появляется заискивающее выражение лица. Она ненавидела в себе это, но справиться самостоятельно не могла. У некоторых людей включается механизм повышенного самоконтроля, они практически не расслабляются, пытаясь контролировать собственные действия и слова, изо всех сил стараясь произвести впечатление грамотного и цивилизованного человека, чтобы, о нем не подумали неправильно. В любом случае, теряться не надо… Стоит помнить, что каждый из нас - частичка огромной и самобытной культуры, и нам есть чем гордиться.

            Вот, например, две противоположные установки поведения: «Демонстрировать свои негативные эмоции публично некрасиво, и вообще предпочтительно вести себя сдержанно с малознакомыми людьми», и «Хранить негативные эмоции в себе вредно для здоровья. Выскажись, выкричись, выплесни свое возмущение публично – тебе станет легче». Но являются ли эти две установки национальными чертами или просто определяют степень воспитанности? Проблема также в том, что вследствие эмиграции человек может оказаться в окружении, которое не соответствует его бывшему социальному статусу и уровню образования. Грубость и недалекость отдельных представителей коренного населения  эмигрант может принять за типичные национальные черты – это опасное обобщение, которое может повлечь за собой неприятие нового окружения в любых его проявлениях…

           

       Фармацевтика, мистика и филология

 

            - Причина культурного шока в том, что мозг не получает привычных раздражителей и получает много непривычных, - делится сведениями врач-эндокринолог Виолетта Линей. – На смену условий жизни мозг отвечает снижением уровня сератонина (нейротрансмиттера), что приводит к состоянию, напоминающем депрессию (только при настоящей депрессии нет внешней причины, а при культурном шоке - это следствие переезда). Подождите - само пройдет, но если станет невыносимо - сходите к семейному врачу, объясните ему, что у вас культурный шок и он вам пропишет средство, повышающее сератонин (прозак или что-то поновее). Современные средства практически безвредны. Самое главное - не делайте глупостей и резких движений.

            - Израиль очень интересное по энергетике место, – полагает экстрасенс Зиновий Герман. -  Мистики считают, что земля Израиля будет относиться к человеку  так, как он относится к ней. На любовь и внимание она ответит встречной заботой, на алчность и глупость – условиями, ведущими к деградации. Иммигранты подвергают себя серьезным испытаниям. В разные периоды культурный шок может сопровождаться  чувством потери друзей и личностного статуса; чувством отверженности; удивлением и дискомфортом при осознании различий между культурами; чувством бессилия из-за невозможности эффективно взаимодействовать со своим новым окружением. Новые репатрианты, как правило, неспособны понять, проконтролировать и предсказать поведение окружающих, не могут прогнозировать личную ситуацию. Возникающие в связи с этим тревожность, замешательство и апатия будут продолжаться до тех пор, пока не сформируются новые представления для понимания другой культуры и выработки соответствующих моделей поведения.

            - Я как филолог, хотела бы обратить ваше внимание на еще одно явление, неизбежно сопровождающее культурный шок – это шок лингвистический, - рассказывает  Елена Вассерман. - Его можно определить как состояние удивления, смеха или смущения, которое возникает у слушающего при общении с носителем иностранного языка, когда он слышит в иноязычной речи языковые элементы, звучащие на его родном языке странно, смешно или неприлично. Это накладывает отпечаток на восприятие нового языка и среды. Для особо впечатлительных людей, неспособных абстрагироваться от конкретных ассоциаций, лингвистический шок может послужить препятствием для освоения языка и вообще накладывает на события некую печать несерьезности и нереальности, заставляя воспринимать «абсорбцию» как некий театр абсурда. А зачастую иммигрант в переходный период адаптации ловит себя на мысли, что поневоле является «своим среди чужих и чужим среди своих». Что называется, иврит не выучил, а русский забыл…

 

       Разочарование

 

            - Самым большим шоком для меня было осознание того, что Еврейская Традиция не является основой современной израильской культуры, - сетует Владимир, репатриировавшийся 8 лет назад. – Только здесь я узнал о разделении населения Израиля на сионистов, строителей государства, и представителей религиозной общественности с его ортодоксальным крылом, выступающим против сионизма и государственности, считающим, что удел еврейства - в изучении Танаха…

            Я ехал в Израиль с готовностью соблюдать религиозную традицию, но скоро убедился, что современный Израиль - это смесь традиций трех религий, а также всех возможных культов вплоть до сатанизма и лесбийски-гомосексуальных парадов. Приехав в Израиль, выходцы из разных стран начинают осознавать, что их культурные ценности быстро нивелируются, низводятся до уровня потребительства, во главу угла ставиться заработок. В условиях израильской действительности, что театральный коллектив, что футбольная команда – всего лишь развлекательное шоу, которое дает или не дает прибыль. Вся жизнь превращается в какую-то нелепую карикатуру на шоу-бизнес. Выходцы из стран СНГ, обладающие знаниями в области культуры, остаются здесь невостребованными.

 

            Репатриантским сетованиям вторит Ольга, получившая израильское гражданство 6 лет назад:

            - Обидно, что здесь действует система «шук авадим» («рынок рабов») в виде кабланута – когда интеллигентные репатрианты вынуждены работать за копейки на тяжелых работах, и, кроме того, терпеть унижения бюрократической системы – из-за этого люди теряют самоуважение. Люди работают на тех, кто их обирает, оплата их труда – абсолютно произвольная, грабительская.

            До сих пор никаких однородных, единых культурных ценностей в Израиле я не увидела. Страна бюрократии, социальной несправедливости, сионизма, примитивизма или просто банальное общество потребления? Я ни в коем случае не утверждаю, что «в Израиле культуры нет». Но культура – дело элитарное и дорогое. Основная масса так озабочена повседневностью и бытом, что им не до культуры в высоком смысле слова, в смысле сопричастности к искусству, философским учениям, литературе, театру и т.д. Уровень бытовой культуры в Израиле также невысок. Это выражается в экологическом загрязнении окружающей среды, в грубости и бестактности в обращении в ближними, принятых за норму у множества израильтян.     

            В Израиле великое множество «междусобойчиков», маленьких групп, где творится своя субкультура. Есть культура элитная, недоступная людям с невысоким заработком. Есть мода, которой могут следовать люди обеспеченные. Есть культура увеселительных заведений, ночных клубов. Есть ресторанная культура. Множество направлений субкультуры у молодежи – трансовые вечеринки, мода на экзотические путешествия и экстремальные виды спорта. Субкультура разных религиозных групп. Большинство проявлений этих субкультур репатрианты пассивно наблюдают со стороны. Хотя молодежь и дети репатриантов – быстрее или медленнее включаются в то или иное течение. 

            А лично для меня огромным шоком стала в Израиле ситуация, когда меня обвела вокруг пальца страховая агентша, уроженка страны. Путем уговоров ей удалось выманить довольно крупную для меня сумму денег наличными. Как потом выяснилось, она обобрала нескольких клиентов, написав им ничего не стоящие расписки и, естественно, не сдав эту наличность в страховую фирму. Денег мне не вернули, исчезнувшую аферистку не нашли. Но как ей удалось уговорить меня? Она преданно смотрела мне в глаза и твердила: «Ты мне как сестра. Я так хочу помочь тебе». С тех пор я стала очень настороженно относиться к уроженцам страны. Постоянно подозревала, что меня хотят обмануть, хотя умом понимала, что я не права, но это срабатывало на уровне какого-то рефлекса…

             

            …Непонятно, справедливы ли наблюдения высказавшихся выше репатриантов, или они ошибаются, пребывая в измененном психологическом состоянии в результате дезориентации при вхождении в инокультурную среду. Антропологи описывают  культурный шок как эмоциональную реакцию, возникающую из-за неспособности понять, проконтролировать и предсказать поведение других. Другие авторы связывали культурный шок с неопределенностью норм и ожиданий.

            Движущей силой адаптации является взаимодействие, по меньшей мере, двух групп людей (в Израиле этих групп намного больше): доминирующей группы, обладающей большим  влиянием, и адаптируемой группы, подвергающейся процессу обучения или адаптации. Доминирующая группа умышленно или непреднамеренно навязывает изменения, тогда как другая группа добровольно (или нет) принимает их. Исследовавший этот вопрос доктор Андерсен полагает, что адаптация к новым нормам неизбежно влечет за собой психологический стресс у представителей адаптируемой  группы - понимание незначимости собственной культуры, осознание зависимости своего положения, бессилие, одиночество, ощущение враждебности окружающего мира и ответная враждебность, а также статус чужестранца, постоянно оборачивающийся дискриминацией. В антропологии, социальной и межкультурной психологии эти феномены называются стрессом адаптации. Именно такой диагноз мы и поставили бы высказавшимся выше репатриантам, вот только «понимание незначимости собственной культуры» (по д-ру Андерсену) заменено у них чувством превосходства собственной культуры, вывезенной из страны исхода…

 

       В чужой монастырь со своим уставом…

 

            Хорошей метафорой для описания «культурного шока» является игра, в которой вы участвуете, думая, что знаете ее правила, но после серии неудач осознаете, что правила игры вам неизвестны и непонятны - в отличие от всех других игроков; только «игра» эта охватывает все сферы жизни. Обычно «культурный шок» трактуется как негативное и, в целом, очень неприятное для индивидуума состояние, сопровождающееся ощущением социальной некомпетентности и беспомощности. Но существуют и положительные стороны этого явления: у многих эмигрантов и репатриантов первоначальные трудности приводят затем к расширению горизонтов восприятия и росту личности в целом. Приобретаются новые ценности, установки и модели поведения. Исследователи П. Адлер и К. Дэвид в 1970-х годах установили, что в столкновении с другой культурой человек получает знания опытным путем, начинает понимать источники собственного этноцентризма и приобретает новые взгляды на природу человеческого многообразия. А некоторые мигранты и вовсе не ощущают депрессии и тревоги, иногда даже с удовольствием переживают новый опыт и успешно адаптируются к условиям другой культуры с первых дней пребывания. Тут встает вопрос о роли самой личности мигранта, о значимости тех психологических качеств и особенностей, которые позволяют преодолеть травмирующие ситуации, сохранить целостность личности и избежать психических расстройств.

            - Межкультурное взаимодействие мигрантов в наше время описывается четырьмя категориями, - рассказывает историк Ефим Матнер. -  Интеграция – приспособление собственных культурных ценностей и ценностей принимающего общества; ассимиляция - отказ от собственных культурных норм и ценностей и добровольное или вынужденное принятие норм и ценностей другой культуры вплоть до полного в ней растворения; сегрегация - раздельное существование и развитие культурных групп; и геноцид - намеренное уничтожение другой группы. Соответственно, есть несколько стратегий адаптации в новой культуре. «Посредничество» - синтез особенностей двух культур; «переход» - практически принятие другой культуры и забывание своей собственной; «маргинальный синдром» - существование на границах двух культур (с переживанием в результате этого тяжелых внутриличностных конфликтов); и шовинизм, то есть полное отрицание чужой культуры.

            К сожалению, в Израиле действительно существует своеобразная геттоизация (от слова «гетто»): попав в другое общество, человек старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Впрочем, гетто существуют практически в любом крупном западном городе – это более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур, знаменитые «чайнатауны», а также кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран. А вот в случае ассимиляции человек, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Даже при условии успешного овладения языком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности, среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую можно назвать «невидимым гетто» - в круг соплеменников и «сокультурников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Хотя для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

            Наверное, наиболее предпочтителен способ, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того, чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно, если стороны изначально неравны: коренные жители страны - и эмигранты. Тем не менее, примеры такого рода удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию от ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие тамошний интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

            Но наиболее распространенной, практикой преодоления культурного шока в Израиле, пожалуй, является частичная ассимиляция. Репатрианты как бы разделяют свою жизнь на две неравные половины - на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо в случае, когда невозможна полная геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но она может быть также вполне намеренным позитивным результатом удавшегося обмена и взаимодействия.

            Не следует забывать еще об одном сценарии – о колонизации, то есть навязывании иммигрантами своих культурных ценностей, норм и языка местным жителям. Классическим примером культурной колонизации стало создание империй западноевропейских стран в Азии и Африке, сопровождавшееся насаждением там элементов европейской культуры. В качестве примера культурной колонизации называют и американизацию жизни в Западной Европе после Второй мировой войны. Активность пришельцев в стране всегда вызывает тревогу – в Европе уже говорят об арабской экспансии. А коренные израильтяне с недовольством поговаривают о «русской мафии»…

 

       Смена стереотипов

 

            - В последние годы социологи рассматривают культурный шок как нормальную реакцию и часть обычного процесса адаптации к новому культурному окружению, - подытоживает социолог Гарри Гейнрихт. - Однако кризис идентичности всегда чреват явлениями маргинализации, аномии (психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно), различными  психопаталогиями и формами девиантности (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство). Задачами социальных работников становятся в этом случае культурная адаптация клиентов, не справляющихся самостоятельно с быстрыми (или кардинальными) социокультурными изменениями. Следовательно, социальным работникам необходимо иметь представление о сущности и основных этапах культурной адаптации, о тех личностных и культурных характеристиках, которые углубляют или смягчают столкновение индивида (или группы) с новой социокультурной реальностью. Это поднимает вопрос о качестве профессиональной подготовки социальных работников, которые должны уметь выявлять устаревшие и мешающие клиенту культурные стереотипы, помочь ему принять новые модели поведения, преодолеть, если это необходимо, реакцию отторжения новой культурной традиции.

            Страдающим от симптомов культурного шока важно знать, что картина мира зависит от наблюдателя, и есть много равноправных истин. Я бы посоветовал репатриантам научиться задавать вопросы на понимание, когда возникает недопонимание. Говорят, в мире очень мало намеренного зла, и очень много недоразумений. Главное - не забывать о хаотической природе мира и включать в прогноз возможность нестандартного поведения, расходящегося со сформированными представлениями. При отказе от стереотипов мир сначала кажется мутным и расплывчатым, но потом приходят новые стереотипы, не волнуйтесь. Главное - вовремя отказаться и от них в рамках циклов обновления идей.

 

Ярослава Фаворская
 

 

Категория: Культура | Добавил: Fany72 (30.12.2007) | Автор: Ярослава Фаворская
Просмотров: 5661 | Комментарии: 25 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Случайное фото
Алёна Ракитина © 2007-2024
Израиль - каталог сайтов, рейтинг, баннерная сеть, обзоры интернета israelinfo.ru - Израиль на ладони Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.